На проезжей части ведите себя предсказуемо и уважайте автомобилистов, — и автомобилисты ответят вам взаимностью

Вы — участник дорожного движения, соблюдайте правила дорожного движения. Останавливайтесь на красный свет и двигайтесь исключительно по ходу движения. Не компрометируйте остальных велосипедистов.

Следите за ситуацией на дороге. Обращайте внимание на светофоры, дорожные знаки и разметку, на поворотники автомобилей. Смотрите, что происходит на дороге на 100 метров вперед, чтобы перестроиться и объехать возможное препятствие заблаговременно.


Знак 2.1 Главная дорога

Вы выезжаете на перекресток со второстепенной дорогой, и у вас преимущественное право проезда. Исключения:

  1. если работает светофор, то руководствуйтесь им, а не установленными знаками (мигающий желтый – светофор не работает);
  2. если на перекрестке направление главной дороги меняется направо (указывается доп. знаком 8.13 ), проезжайте перекресток первыми, но уступив тем, кто выезжает на него справа от вас;
  3. все всегда пропускают автомобиль с синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом;
  4. если на дороге, по которой вы едете, есть трамвайные рельсы, и попутный или встречный трамвай поворачивает, пропустите его. Также трамвай придётся пропустить, если рельсы расположены справа от проезжей части.

Знак 2.4 Уступите дорогу

Уступите дорогу, пропустите автомобили, потом проезжайте.


Знаки 5.15 — Направление движения по полосам

Знак «Направление движения по полосам» важен для понимания направления движения автомобилей. Не проезжайте прямо из полосы, предназначенной для поворота направо.


Не едьте сюда. Проезд запрещён, однако можно аккуратно проехать по тротуару.


Полосы для общественного транспорта. Автомобилям въезд на них запрещён. Если полоса расположена с правого края дороги, то воспользуйтесь ей, это безопаснее. Движение велосипедов по полосе ОТ, расположенной по центру улицы (как на Лиговском проспекте), запрещено.


Велосипедная дорожка. Очень редкий знак. При его наличии велосипедисту запрещается двигаться по проезжей части и тротуару.


 

На равнозначных нерегулируемых перекрёстках (без знаков и светофоров) вы пропускаете автомобили, которые едут справа. Так же стоит поступать, если на неравнозначном перекрестке (со знаками) главная дорога изменяет направление своего движения на перекрестке, поворачивая направо. А те, кто слева, уступают дорогу вам. Также уступить дорогу должен тот, кто выезжает на проезжую часть из двора или прилегающей территории.

Автомобилисты не желают зла велосипедистам, но иногда они не видят вас. В каждом случае убедитесь, что вас пропускают. Ищите взглядом глаза водителей: зрительный контакт поможет понять, видят ли вас.

Держитесь ближе к правому краю проезжей части. Но не прижимайтесь к поребрику и припаркованным автомобилям, оставляйте около метра справа. Этим вы покажете, что вы — равноправный участник движения, вы станете заметней для водителей, и это даст пространство для объезда возможных препятствий. Не вихляйте, двигайтесь по плавной, предсказуемой траектории. Если впереди несколько припаркованных машин, не заезжайте в каждый карман между ними — едьте прямо, пусть и дальше от края дороги.

Показывайте заранее поворот или маневр (объезд припаркованного автомобиля или открытой двери), а также — движение прямо, чтобы вас не подрезали поворачивающие направо автомобили.

Перед поворотом посмотрите, не помешаете ли вы автомобилистам. Жест рукой как таковой не дает права поворота. У велосипедиста нет приоритета: велосипедист — рядовой участник движения. Убедитесь что, нет машин, и покажите поворот — и поверните.

Показывайте повороты на каждом перекрёстке. Это ваша безопасность и уважение остальных участников движения.

Не поворачивайте на перекрестках многополосных дорог налево. Это опасное нарушение правил. Пересеките перекрёсток, остановитесь, повернитесь налево, дождитесь зелёного света и езжайте. Или перейдите перекрёсток как пешеход.

Обращайте внимание на трамвайные рельсы и поребрики. Пересекайте их под прямым углом, чтобы не упасть.

Обращайте внимание на двери. Частая авария — велосипедисты влетают в открытые двери автомобилей. Оставьте метр от припаркованных машин, не прижимайтесь к ним. Когда едете между рядами в пробке или пока горит красный свет, нужно ехать медленно — так, чтобы если откроется дверь, успеть остановиться. Иногда пробки разумней объезжать по тротуару.

Будьте в зоне видимости автомобилистов. Большинство аварий происходит из-за того, что автомобилист не видит велосипедиста. На светофорах выезжайте перед автомобилями: автомобилисты будут вас видеть, хотя выезд за стоп-лилию является нарушением.

Не приближайтесь к крупногабаритным машинам, автобусам и троллейбусам: их водители не видят вас. Держитесь впереди них или сзади.

В темноте включайте габаритные фонари: спереди — белые, сзади — красные, иначе вы дезориентируете водителей относительно вашего расположения и направления движения. Фонари стоят недорого. Когда автомобилисты вас не видят — это смертельный риск. Яркая одежда также повышает заметность, но не отменяет необходимости фонарей. Перед поездкой проверяйте работу тормозов. Настроить тормоза тоже стоит копейки, а увеличивает безопасность перемещения в стопицот раз.

Не пользуйтесь мобильным телефоном на велосипеде. Хотите поговорить по телефону — остановитесь и поговорите. Невозможно затормозить, держа руль одной рукой.

Выбирайте знакомые и безопасные маршруты по велосипедным дорожкам, по полосам для общественного транспорта и улицам со спокойным движением. По возможности избегайте набережных и мостов, на них автомобили ездят с опасной скоростью. Старайтесь ехать по проезжей части, но иногда безопаснее и быстрее проехать по широкому пустому тротуару.

На тротуаре чувствуйте себя как в гостях. Тротуар — территория пешеходов

Лучше ездить по проезжей части: мы показываем, что нас — людей, которые ездят на велосипеде по делам — много. Мы заявляем, что велосипедисты — участники дорожного движения и часть транспортной системы города. Велосипедистов нужно учитывать. Мы требуем удобную и безопасную велоинфраструктуру.

По правилам на велосипеде разрешено ехать по тротуару, если по проезжей части проехать невозможно. Если по проезжей части ехать опасно: мосты, узкие обочины, грязь, грузовики — аккуратно поезжайте по тротуару.

Не злитесь на пешеходов и не пугайте их. По тротуару нужно ехать медленно. Если не хватает места, чтобы объехать людей, позвоните «Дз-дзын», а не «Дзы-ы-ы-ын», а лучше скажите: «Пропустите, пожалуйста» и поблагодарите после.

Чтобы разъехаться с пешеходом на тротуаре, а не попадать в странную ситуацию, когда вы едете налево — пешеход налево, вы направо — и он направо, смотрите не на пешехода, а на место проезда.

Будьте осторожны с детьми. Они часто не смотрят по сторонам и попадают под колёса. Заметили ребёнка — снизьте скорость до пешеходной.

Обращайте внимание на собак. Существует вероятность запутаться в тонких, длинных, почти невидимых поводках.

И будьте осторожны с машинами, которые выезжают из дворов — притормаживайте, проезжая выезды из дворов.

Чтобы научиться ездить по проезжей части, приходите в Велошколу.

Буклет

Хотите помочь велосипедизации города? Если да, тогда мы напечатаем тираж буклетов с советами, упомянем в них вашу компанию и распространим. Это полезно и для вашего бизнеса, и для велосипедистов. Мы напечатали уже больше десяти тысяч буклетов. Например, для «Электры», «Спартании», «Мини» и «Дней Европы». Напишите Ольге Мнишко.

Сделал Женя Софронов,
при участии Александра Кожанова и Алексея Афанасовича
специально для «Велосипедизации Санкт-Петербурга»
2013—2015

  • Morozov Dmitriy

    Добавьте, пожалуйста в раздел Знак «Направление движения по полосам» упоминание, что на такой дороге движение возможно только прямо.

    п.24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
    — поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

    Если на многополосном перекрестке нужно свернуть налево — есть два варианта
    1 Если правая дороги однополосная, сворачиваем на нее, едем до пунктирной линии, на ней разворачиваемся и на обратном пути пересекаем перекресток по прямой.
    2 Съезежаем на тротуар и изображаем из себя пешехода.

  • Vik K

    Не отмахивать повороты правой рукой, а только левой. Ибо в случае резкой необходимости тормозить останется только передний тормоз и незадачливый велосипедист сделает «через руль» под колеса мимопроезжающего камаза.

    • Первое правило безопасной езды — научиться тормозить передним тормозом 🙂

      • Vik K

        Когда ребенок внезапно выскочит из за припаркованного авто, тело само прожмет тормоза на максимум и лучше если это не будет передний. А то можно и под камазом хрустнуть.

        • Эффективность переднего тормоза в разы выше. Если не тормозить передним то хрустнуть под КамАЗ куда вероятнее т.к. тормозной пути задним тормозом в разы выше. Плюс скорее всего при его зажатии у вас просто уведет в сторону и вы улетите вперёд но уже падая на бок.