Если вы из тех, кто услышав о велополосе на набережной Фонтанки подумал: «и так пробки!», «и так негде парковаться!» и так далее, то этот текст для вас.

Накануне голосования комиссии горожан в проекте “Твой бюджет” проект велополосы на Фонтанке получил много публикаций в поддержку с хэштегом #яхочувелодорожкунафонтанке и выиграл право на бюджетное финансирование в 2017 г. И хотя только 16% из почти 2 тыс. проголосовавших в онлайн голосовании усомнились в целесообразности проекта, я собрал основные опасения и подготовил ответы.

“На велополосе будут парковаться”

Выделение велополосы разметкой могут игнорировать водители. Сразу после открытия велополосы на Бульварном кольце на ней действительно парковались, но только в тех местах, в которых она не была отделена от проезжей части рядом припаркованных автомобилей. 

Здесь велополоса отделена от проезжей части только разметкой — кто-то припарковался прямо на полосе.

The Village TV (Июль 2015), Бульварное кольцо

А здесь велополоса отделена еще и рядом парковки — все паркуются по правилам.

The Village TV (Июль 2015), Бульварное кольцо

Сейчас все намного лучше даже там, где ряда парковки нет и даже несмотря на то, что из-за грязи разметку видно не очень четко:

mos.bike (Декабрь 2016), Бульварное кольцо

Очистка дороги от снега, информирование, штрафы, эвакуаторы решают проблему на Бульварном кольце, эти же инструменты помогут и в Петербурге. К тому же мест для легальной парковки будет достаточно в связи с расширением зоны платной парковки.

“Велополоса будет покрыта снегом, льдом, грязью и лужами”

В Москве снег и правда сбрасывали на велополосы, но только до того как активисты объявили об акции «Зиме дорожку»:

Место и время сбора до последнего держалось в тайне, чтобы коммунальные службы не вылизали всё вокруг, но мероприятие всё же попало в мониторинг мэрии — было дано указание не посрамить честь коммунальщиков. Участники акции рассказывали, что за день до начала акции с дорожек начали массово вывозить снег, а непосредственно в день мероприятия с них убирали даже бычки от сигарет.

Да, в Петербурге, как и в Москве, проблемы с лужами на обочинах, но, к счастью, лужи не везде и не всегда:

mos.bike (Декабрь 2016), Бульварное кольцо

Решать проблему с отводом воды с проезжей части и с уменьшением количества грязи на улицах, конечно, нужно, но это уже другая история. До тех пор, пока вдоль тротуара стоят припаркованные автомобили, а не едут велосипеды, неважно насколько там чисто:

А появление выделенной полосы уже сделает движение на велосипеде комфортнее и привлечет новых людей к перемещению по городу на велосипеде, даже если пока что иногда придется объезжать лужи.

“Отдельная велополоса будет бесполезна, пока велоинфраструктура не охватит весь город”

Конечно, чем большую территорию города охватывает велоинфраструкутра, тем активнее она используется. Но, если невозможно создать велоинфраструктуру сразу везде, нужно с чего-то начинать. Вот с чего все может начаться в центре Петербурга:

Велополоса по Фонтанке в 2017 году будет обустроена по обеим берегам реки в границах Центрального района — от Невы до Гороховой

Фонтанка — лучшее начало. Велосипедизация Санкт-Петербурга предлагала велополосу на Фонтанке еще в 2014 году; в знаменитом опросе КРТИ, закрытом из-за атаки ботов, такая опция тоже присутствовала. 

По данным опроса Стройпроекта, более 50% всех поездок на работу и по делам в Петербурге проходят через центральные районы города. Набережная Фонтанки связывает Невский, Гороховую и Неву — где уже очень активное велодвижение:

 

Источник — Strava Heatmap

Альтернативой Фонтанки могли бы стать только велополосы на Литейном или Садовой. По всем трем параллельным улицам сейчас сложно проехать на велосипеде, поэтому велополоса на Фонтанке не только привлечет новых людей на велосипедах, но и перетянет часть трафика с этих улиц. Например, все кто едут с Петроградской стороны в центральный район, или все кто едет с север мимо Финляндского вокзала в центр — после пересечения Невы смогут вывернуть на Фонтанку. Конечно, в перспективе важно обустройство велополос на Садовой и Литейном, но на текущий момент Фонтанка — отличный вариант, который будет обслуживать оба направления.

Благодаря велополосе, не только тем, кто живет и работает на Фонтанке, станет проще пересесть на велосипеды. Выиграют и все, чей путь от дома до работы проходит вдоль Фонтанки. А это, например, все кто ездит из Адмиралтейского района, с юга и юго-востока города в Центральный район.

Точной цифры по количеству поездок на велосипеде по Фонтанке — нет, такие подсчеты не проводились и нужно запланировать провести их до открытия велополосы. Но, если начинать развивать велоинфраструктуру в центре города с первых 5.5 км велополос, то Фонтанка — один из маршрутов, которые могут дать быстрый прирост числа повседневных велосипедистов.

“Из-за велополосы будут пробки”

Сколько полос на этой фотографии? Две с половиной? Каждый делит дорогу как получится:

Yandex Панорама, наб. Фонтанки

Количество полос движения автомобилей можно оставить таким же как и раньше. Чтобы сделать велополосы, на части набережной будет достаточным сузить автомобильные полосы до 3-3,25 метров.

Но на большей части набережной сужения полос будет недостаточно. Полосу для движения автомобилей убирать все равно не придется, но потребуется убрать ряд парковки — парковка останется с одной стороны проезжей части и будет отделять велосипеды от автомобилей:

Леонид Андрухов

“Из-за велополосы будет негде парковаться”

Посмотрите как выглядит набережная в воскресенье днем:

А вот прилегающий к Фонтанке переулок в это же время:

Места для парковки хватает с избытком всем местным жителям, даже если велополоса отберет часть парковочных мест с одной стороны проезжей части. Помимо прилегающих улиц, сейчас под парковку можно использовать обе стороны каждой набережной почти на всей протяженности от Невы до Гороховой. В сумме парковка на набережных — это около 750 парковочных мест.

В будние дни, тем кто приезжает в район Фонтанки на работу, уже сейчас может быть сложно найти парковочные места. Но, пока парковка бесплатная, ее всегда будет «не хватать» — как и любого ценного бесплатного ресурса. По правому берегу Фонтанки от Невского до Чайковского ввели зону платной парковки и загрузка пилотной зоны держится на уровне 33-41%, при чем лишь пятая часть — машины местных жителей. В планах расширение платной парковки на весь Центральный район в 2017 г. А значит, загрузка парковки упадет по всей Фонтанке, и, даже если для создания велополсы придется убрать до 40% парковки или 200-300 мест, найти парковочное место будет так же просто.

Даже если сделать велополосу до введения платной парковки — 300 парковочных мест на 5.5 км велополосы на Фонтанке — разумная альтернатива. Для сравнения, в пилотной зоне платной парковки, которая охватывает чуть более 15 км улиц, находится около 2 900 мест парковки, то есть парковочных мест на километр в 3 раза больше, чем на Фонтанке. Да и в масштабах центра 300 парковок — это ничто. В общей сложности, в четырех центральных районах, 65 000 мест парковки.

Да, 300 автомобилистам работающим на Фонтанке придется пересесть на общественный транспорт, такси или велосипед — но это же и есть цель транспортной политики любого современного города — стимулировать людей не использовать автомобиль в городе, создавая достойные альтернативы. При чем, пока не появилась платная парковка — это будут не те люди, которые могут себе позволить заплатить за парковку, а, например, те, у кого позже начинается рабочий день. Зато по освободившемуся от 300 припаркованных автомобилей месту начнут ездить велосипеды.

 

Собрание мифов о велосипеде

По комментариям в СМИ и соц. сетях мы также собрали множество распространенных мифов о велосипеде — вот они:

  • В Петербурге слишком большие расстояния для того, чтобы велосипед стал популярным транспортом
  • В Петербурге неподходящий климат для того, чтобы велосипед стал популярным транспортом
  • До инвестиций в создание велоинфраструктуры нужно решить другие, более важные городские проблемы
  • Слишком мало людей ездят на велосипедах для того, чтобы выделять велополосы
  • Из-за выхлопных газов вредно для здоровья ездить на велосипеде в центре города, поэтому велоинфраструктура в центре не нужна 

И даже вот такие:

  • Нормальные люди, приносящие пользу экономике и обществу, ездят на машинах, а не на велосипедах

Мифы подробнее разберем в ближайшие недели и расскажем, как Петербург может за несколько лет сделать так, что 10-20% всех перемещений горожан будут совершаться на велосипедах, и какая от этого польза вам.

Как именно будет выглядеть велополоса?

Слева направо: две полосы движения автомобилей, ряд парковки и велополоса. Визуализация: Леонид Андрухов

В концепции, которую мы предлагали изначально, велополоса идет по ходу движения автомобилей справа — то есть ближе к реке. Между движущимися автомобилями и велополосой — ряд парковки. Тротуар сохраняется без изменений, велополоса выделяется только разметкой.

Есть много вопросов, которые должны решиться на стадии предпроектного обсуждения и стадии проектирования:

  • по ходу или против хода автомобильного движения?
  • по стороне, где река, или по стороне, где здания?
  • ставить ли гибкие защитные столбики / делиниаторы?
  • делать ли выделение велополосы уровнем дороги?

и другие.

Например, нельзя забывать об организации поворотов налево с велополосы, например так:

Если вы хотите принять участие в открытой встрече для обсуждения проекта — подписывайтесь на наши новости по E-mail (форма внизу страницы) или на наш канал в Telegram — чтобы не пропустить анонс. И там и там пишем только о самом важном.

 

Стас Иванов
Куратор Велосипедизации Санкт-Петербурга. Создатель Cafebike.org - экономичная технология для организации городских велопрокатов. Учился в Институте Стрелка и работал в КБ Стрелка (Проект "Моя Улица" ДЖКХиБ Москвы). Работал в управленческом консалтинге (Boston Consulting Group) и в отделе операционной эффективности в Ростелекоме. C 2007 года перемещается по городу на велосипеде независимо от времени года.
  • Nickolay Cossack

    «Чтобы сделать велополосы, на части набережной будет достаточным сузить автомобильные полосы до 3-3,25 метров»

    Как это планируется сделать при действующей нормативной базе?
    Согласно СП «Градостроительство» ширина полосы допускается менее 3,5 метров для категорий улиц, у которых расчетная скорость мене 40 км/ч.

    Несмотря на положительную статистику западных стран, где уменьшение ширины положительно влияет на безопасность, у нас все же необходимо работать в имеющихся нормативных условиях.

    • Stanislav Ivanov

      Поэтому это и предлагается только как 1 из вариантов реализации. Есть подозрения, что можно сделать это без противоречия нормативам, при достаточном обосновании:

      «ширина полос 3-3,25 метра не противоречит российским и московским нормативам и допускается ими», — пишет человек из московского ЦОДД:
      http://crusandr.livejournal.com/38986.html

      • Nickolay Cossack

        Спасибо большое за крайне познавательную ссылку!

        Недаром вся жесткость нормативов РФ нивелируется частыми фразами «при достаточном обосновании»

  • Maryanna Nesina

    Повторю тут, пожалуй, то, что я написала в vk:
    почитала. Очень огорчило вот это:
    «Есть много вопросов, которые должны решиться на стадии предпроектного обсуждения и стадии проектирования:

    -по ходу или против хода автомобильного движения?
    -по стороне, где река, или по стороне, где здания?»
    Очень бы не хотелось, чтобы даже вопросы такие возникали (особенно с учетом того, что велополоса планируется не по всей Фонтанке)
    1) естественно, только по ходу, так, как мы ездим сейчас. Тогда люди будут на нее попадать и с нее уезжать естественным образом, а не ломая в голове схему ПДД ни себе, ни автомобилистам
    2) прелесть езды по набережным Фонатнки именно в том, что можно ездить вдоль реки. При этом (кроме того, что так приятней :)) ветер идет обычно с воды и не приходится хоть тут дышать всякой дрянью. Если ехать слева от машин, то все продукты их жизнедеятельности этот ветерок будет сносить на велосипедистов.
    Ну и см. п. 1 — полоса окончится и велосипедисты окажутся в крайнем левом ряду, где их точно никто не ожидает встретить. Спасибо, не нужно. Если так, то лучше оставьте так, как есть, не портите хороший маршрут, pls

    • Stanislav Ivanov

      Марьяна, большое спасибо! Некоторых из этих аргументов у нас в списке еще не было! Еще будем публиковать список всех аргументов за и против и описание возможной конфигурации + может быть голосование и я надеюсь будет обсуждение офф-лайн. Лично я — тоже за тот вариант, который предложен изначально, но нужно сделать, чтобы все стороны были уверены )

    • Alexey Pankov

      Заранее огорчаться ни к чему. Это всё вопросы и варианты, которые нужно рассмотреть, и выбрать лучший из возможных. Нельзя заранее зашориваться в рамки какого-то одного варианта.

      Защищать велосипедную полосу парковкой автомобилей, как это делается в Копенгагене и как сделали на Бульварном кольце в Москве — это вопрос, от которого зависит, будут ли велополоса по разные стороны проезжей части или с одной стороны.

      С какой стороны делать парковку и велополосу — это вопрос удобства и безопасности. Привлекательность движения со стороны реки — это, конечно, фактор, который нельзя игнорировать. Но безопасность и удобство важнее. Очевидно, что водители и пассажиры авто будут переходить дорогу там, где припарковались. В существующих условиях (движение в 3-4 ряда, скорость 60+) это небезопасно. То есть, напрашивается решение оставить парковку слева, со стороны застройки. Если решат, что парковочный ряд будет прикрывать собой велополосу, то безопаснее будет пустить велополосу навстречу автотрафику: это значительно повышает взаимную видимость вело-авто на перекрестках и на парковке.

      С другой стороны, со стороны реки, кое-где уже есть «естественные» выступы, образующие парковочные карманы в крайнем правом ряду — причалы и спуски к воде. Сделать парковку с этой стороны было бы выгодно с точки зрения экономии дорожного пространства. Но в то же время, эти спуски не дают сделать с этой стороны и велополосу, и парковку.

      В общем, очевидное решение — не единственное.
      Но соглашусь, что вариант попутного движения с левой стороны может быть потенциально самым опасным.

      • Stanislav Ivanov

        Мне кажется «естественные выступы» не мешают — просто будет изгибаться велополоса в этом месте немного, и она не будет защищена парковкой непосредственно в месте выступа

        • Alexey Pankov

          Ну да. Это напрашивающееся решение. Но полоса движения (!), петляющая змейкой, — это немного абсурдно.

          • Stanislav Ivanov

            ну конечно если так делать то нужно не змейкой — а плавно под 20 градусов где то заранее делать поворот — я думаю

  • Vik K

    “Из-за велополосы будут пробки”
    Сколько полос на этой фотографии? Две с половиной?

    Лукавое фото:)

    Из-за велополосы будут пробки обязательно. Они и без велополосы там присутствуют. Достаточно яндекс-карты открыть и посмотреть.

  • Vik K

    В Петербурге неподходящий климат для того, чтобы велосипед стал популярным транспортом

    Посмотрим на количество велосипедистов с ноября по март?:)
    Абсолютный минимум. Т.к. мало желающих дышать реагентами, опять же милая привычка наших дворников сметать снег с тротуаров на дороги «шоб машинами раскатало в кашу и само как-нибудь стекло в канализацию».

  • Kirill Polysaev

    Автор лукавит и передергивает.

    1.“Из-за велополосы будет негде парковаться
    Посмотрите как выглядит набережная в воскресенье днем:»

    Посмотрите в рабочий день в рабочее время — и почувствуете разницу.

    2. «пока парковка бесплатная, ее всегда будет «не хватать»»
    Значит, станет только хуже, очевидно же.

    Я за идею обеими руками, но такие посты создают неправильный имидж и вызывают сомнения, мол, и здесь хотят надуть.

  • Кирилл