Итоги работы Велосипедизации Санкт-Петербурга в 2016 году

1330

В этом году мы продолжали бороться (на улицах и в кабинетах) за ваше право на город, по которому удобно перемещаться на велосипеде.

Чем запомнился этот год:

  • Наша инициатива обустройства велополос на наб. Фонтанки получила право на бюджетное финансирование от 4.5 млн руб. в 2017 г.
  • Администрация города обещает вложить 130 млн руб. в велотранспортную инфраструктуру в 2017 г.
  • Майский “Большой велопарад” собрал рекордные в истории Петербурга 7 тыс. участников
  • КРТИ обещает сформировать отдел, отвечающий за развитие велотранспорта в 2017 г.

Велосипедные события на улицах города

Новогодний велопарад

Год традиционно начался с Велопарада Дедов Морозов и Снегурочек. Парад собрал, порядка 200 человек, для сравнения, на год раньше, было 60-90 участников. В этом году снова ждём вас на велопараде, он состоится уже 14-го января!

Большой велопарад в мае

Самый большой велопарад в истории Петербурга состоялся в мае. В “Большом Велопараде” участвовали 7 000 человек. В их числе были и чиновники — вице-губернатор Игорь Албин, руководитель КРТИ Сергей Харлашкин и группа сотрудников КРТИ. В этом году к организации парада присоединились КРТИ, ВелоПитер и Pin-Mix.

Большой Велопарад

На работу на велосипеде

Акция “На работу на велосипеде” прошла 3 раза — в феврале, в мае и в сентябре. В феврале Петербург занял четвёртое место в мире по количеству зарегистрировавшихся в акции, почти в два раза обогнав Москву. А в мае на работу на велосипеде приехали и некоторые высокопоставленные чиновники, например — глава КРТИ Сергей Харлашкин и председатель КГИОП Сергей Макаров.

Впервые в городе появилась социальная реклама “На работу на велосипеде”. 200 наклеек были размещены в вагонах метро. Оля Мнишко согласовала это с Комитетом по Печати. Большая благодарность неравнодушным сторонникам Велосипедизации, которые за 4,5 часа перевели 9100 руб. на печать наклеек.

Живые улицы

Мы участвовали в организации фестиваля Живые Улицы. На один день несколько улиц в центре Петербурга превратились в огромный парк: парковки стали зелеными газонами для пикников, дороги — безопасным местом для прогулок пешком и на велосипеде, тротуары — площадками для спорта, игр и творчества.

Небольшие велособытия

Были и события поменьше: винтажный велопарад в честь Bloomsday, велопарад Сайклинг-Ресайклинг, показ мультфильмов про поездки на велосипеде зимой из конкурса Let’s bike it!, презентация нашего издания PRESTO и перевода «В Фокусе Велосипед», однодневный уличный ресторан в «У клумбы», велозавтрак в Упсала-парке.

Оля Мнишко подготовила методичку «Как согласовать велопарад» на основе опыта Велосипедизации, с которой любой желающий может согласовать уличное мероприятие — если оно требует согласования 😉 События делали ОляТашаДианаВикаПолинаАлександр и Мила.

Улучшение условий для велосипедистов и пешеходов

Долгожданные велодорожки и велополосы

В 2017 г. на развитие велотранспортной инфраструктуры наконец выделят 130 млн руб. Сотрудники КРТИ и подведомственных организаций подтвердили эти намерения в нескольких интервью (1, 2 и 3). Мы подготовили предложения, где именно нужно вкладывать эти деньги в первую очередь и Стас Иванов присутствовал на нескольких объездах и рабочих совещаниях КРТИ в ноябре и декабре. Пока что основные претенденты на первоочередную реализацию: маршруты от метро пр. Просвещения и метро Гражданский пр. до Финляндского вокзала, а так же соединяющий Просвещения и Гражданский пр. маршрут по пр. Луначарского. Также подробно рассматривались маршруты на Петроградской стороне: обсуждалось как устранение препятствий для сквозного пешеходного или велосипедного движения по набережным (П-образные переходы, парковка и узкий тротуар), так и организация велополос на некоторых основных улицах. Однако насколько нам известно, окончательное решение с указанием выбранных маршрутов еще не подписано.

В будущем году мы можем рассчитывать на появление первой велополосы в центре города — на набережных Фонтанки. Стас Иванов попал в проект инициативного бюджетирования «Твой бюджет» Центрального района и выступил с давней инициативой Велосипедизации Санкт-Петербурга сделать велополосы по набережным Фонтанки — от Невы до Гороховой. Предложение было одобрено КРТИ и, во многом благодаря акции #яхочувелодорожкунафонтанке, набрала наибольшее число голосов участников комиссии — а это самые обычные жители города, которые подали заявку и им повезло пройти жеребьевку. Таким образом проект получил право на бюджетное финансирование в размере не менее 4,5 млн руб. в 2017 г.

Напомним, что в середине марта 2016 г. в Смольном провели совещание по развитию велоинфраструктуры и заявили о планах построить 34,5 км велодорожек в 2016 г., но планы так и не были реализованы. В конце марта прошло совещание в КРТИ, после которого еще раз подтвердили планы строительства велодорожек, а так же добавили разработку проекта «Пешеходный Петербург». Однако, планы строительства велодорожек тогда так и не были реализованы. В этом году — наша общая задача — контролировать работу КРТИ и следить за качественной реализацией планов.

Вовлечение депутатов ЗАКСа нового созыва

Десятки кандидатов в депутаты Законодательного Собрания подписали Манифест Велосипедизации Санкт-Петербурга и получили нашу PR-поддержку во время агитации. Двое из подписавших манифест кандидатов выиграли выборы — это Борис Вишневский и Алексей Ковалев. После открытой встречи проекта 8-го января (уже завтра — приходите!) состоится рабочая встреча с депутатами. Ольга Галкина, которая поддерживала нас в прошлые годы, в новый созыв ЗАКС, к сожалению, не прошла.

Развитие велоинфраструктурных компетенций КРТИ

Дарья Тобачникова, советник по велотранспорту вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина, инициировала поездку ключевых сотрудников КРТИ в Москву для изучения опыта развития велоинфраструктуры. Мы предложили создать в КРТИ подразделение, ответственное за развитие велосипедного транспорта. Игорь Албин ответил, что такой отдел скоро появится. Дарья Табачникова предложила Консулу Нидерландов в Санкт-Петербурге организовать приезд и консультации голландских экспертов, в результате чего Посол Нидерландов в России госпожа Рене Джонс-Бос предложила губернатору Санкт-Петербурга помощь экспертов из Нидерландов при создании комфортной велоинфраструктуры. Губернатор заинтересовался этой возможностью. Надеемся, что сотрудничество продолжится.

Предложения по изменениям нормативов

В Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга появится норматив по велопарковочным местам благодаря нашей работе с Ольгой Галкиной и руководителем центра экспертиз ЭКОМ Александром Карповым. А вот при внесении изменений в Нормы Градостроительного Проектирования Санкт-Петербурга предложения от общественных организаций не учли.

Предложения по изменениям в организации дорожного движения

Скоро будет официально разрешено въезжать на полосу общественного транспорта со знаком «кирпич» на велосипеде, например, на Гороховой ул., Староневском пр., Владимирском пр. Павел Коржавин, координатор Велосипедизации в Невском районе, в ходе официальной переписки с КРТИ добился того, что знаки запрещающие въезд на выделенные полосы для общественного транспорта дополнят знаками «Кроме велосипеда». Знаки обещали установить к 1 декабря 2016 г., но похоже еще не установили.

Вместе с Красивым Петербургом представили концепцию «Зона 30» в Петроградском районе. Концепция подразумевает организацию единой территории с ограничением скорости движения автомобилей до 30 км/ч. и предполагает комплексные меры по успокоению движения и повышению качества городской среды. В результате совещания принято решение рекомендовать реализацию данной концепции в комплексе с планируемым расширением зоны платной парковки к 2018 году.

Больше велопарковок

Проект Велопаркк установил 7 новых велопарковок в центре города при поддержке спонсоров. Все парковки официально согласованы — мы научились это делать и сделали методичку по согласованию и установке парковок. Предложенный нами типовой проект парковки рекомендованной к установке в Петербурге в 2015 году был утвержден КГА.

Прочее

  • Дарья Табачникова направила вице-губернатору письмо с предложениями по улучшению работы городского велопроката.
  • Следим за тем, чтобы была обеспечена велопешеходная доступность новых путепроводов.
  • Алексей Панков поднял проблему «заборизации» Петербурга и того, как заборы ухудшают комфорт и безопасность перемещений пешком и на велосипеде.
  • Мы поддержали петицию за открытие Нижней дороги в Петродворцовом районе.
  • Помогаем добиться улучшения пешеходной доступности Большеохтинского моста.
  • Поддержали инициативу улучшения контроля за нелегальными выездами автомобилистов на автобусную полосу на Кантемировском мосту. По сообщению автора инициативы, после публикации ГИБДД как минимум неделю контролировало соблюдение правил на этом участке. 
  • Привлекли внимание к ошибкам в ежегодном отчете губернатора за 2015-й год в сфере транспортной политики.
  • Начали собирать данные для оценки велопотенциала Санкт-Петербурга. На запрос по протяженностям транспортных корреспонденций пришли не внушающие доверия данные. Мы также получили данные опроса Стройпроекта и данные по транспортным корреспонденциям из транспортной модели Санкт-Петербурга, но еще не успели закончить их анализ.

Переводы и публикации

Мы считаем, что на русском языке должны быть доступны вдохновляющие профессиональные руководства, книги и другие материалы по велосипедизации городов, и вносим свой вклад в рост числа таких текстов на русском языке.

В 2016 году мы издали ПРЕСТО — одно из главных Европейских руководств по развитию велоинфраструктуры, которое мы перевели годом раньше. Вы может скачать руководство или заказать книгу за пожертвование — для заказа пишите на hi@velosipedization.ru. Десятки копий мы уже раздали чиновникам и проектировщикам в Санкт-Петербурге, а так же разослали по городам России. Издание поддержал Фонд имени Фридриха Эберта в России, а руководил группой переводчиков Алексей Панков.

Алексей Панков также перевел брошюру “В фокусе велосипед” — это короткое Копенгагенское руководство по подходу к развитию велоинфраструктуры. Мы собираем предзаказ на печать брошюры — пишите на hi@velosipedization.ru. Печатную версию можно будет вручать чиновникам и проектировщикам при встречах.

Аудитория

Впервые подсчитываем аудиторию проекта — цифры на 31 декабря:

Не учитываем тут множество групп наших проектов и наших мероприятий Вконтакте, общая численность которых еще несколько тысяч человек.

Изменения в работе Велосипедизации

Мы обновили сайт — чтобы менять и наполнять его больше не нужны технические знания. Глеб Свечников отвечал за техническую часть, Стас Иванов придумывал как все должно выглядеть и работать, и были очень полезны советы Марии Скатовой из «Может быть по-другому».

Мы собрали обратную связь по тому, какие проблемы есть у Велосипедизации, и что нам нужно поменять. В ноябре Стас Иванов присоединился к команде Велосипедизации и вместе с Дашей Табачниковой, Олей Мнишко и Алексеем Панковым начали работать над тем, чтобы упомянутые проблемы решались. Мы хотим, чтобы все желающие могли легко включится в работу и делать город лучше вместе. Если хотите участвовать, заполните эту короткую анкету или приходите на ближайшее мероприятие.

Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку (форма внизу страницы) или на наш канал в Telegram — пишем раз в неделю о самом важном: telegram.me/velosipedization.

Читайте так же: Итоги работы в 2015 году, Итоги работы в 2012-2014 гг.

Стас Иванов
Куратор Велосипедизации Санкт-Петербурга. Создатель Cafebike.org - экономичная технология для организации городских велопрокатов. Учился в Институте Стрелка и работал в КБ Стрелка (Проект "Моя Улица" ДЖКХиБ Москвы). Работал в управленческом консалтинге (Boston Consulting Group) и в отделе операционной эффективности в Ростелекоме. C 2007 года перемещается по городу на велосипеде независимо от времени года.
  • Никита

    «Также» пишется слитно, не позорьтесь.

  • Vik K

    Дарья Табачникова направила вице-губернатору письмо с предложениями по улучшению работы городского велопроката.

    Это тот самый про который она говорила что он не окупается и теперь его будут из бюджета города субсидировать?