C 2012 года я руковожу проектом «Велосипедизация Санкт-Петербурга», а в 2015 году я стала общественным советником по велотранспорту вице-губернатора И. Н. Албина. Это общественная должность, то есть я не состою в штате, не получаю заработную плату и не занимаюсь этим полный рабочий день, но зато время от времени имею возможность обсудить напрямую с вице-губернатором критичные моменты в сфере велосипедной инфраструктуры и сформировать предложения, которые с большой вероятностью будут пущены в работу.

Формально ещё в 2013-2014 годах Велосипедизации удалось внести тему велоинфраструктуры в городскую повестку, и поэтому моей основной задачей на 2015-2016 годы в статусе советника стало довести эти идеи до реализации и катализировать запуск основных механизмов.

Я считаю, что эта задача выполнена — удалось сформировать команду в правительстве города, заложить первые деньги в бюджет. А сейчас мы работаем над тем, чтобы строительство велосипедной инфраструктуры получило устойчивое развитие  — для этого нужно сформировать программу строительства и предусмотреть средства в бюджете на несколько лет вперед.

При этом нужно понимать, что моя работа — это, на самом деле, работа большой команды экспертов, с которыми мы обсуждаем и формируем предложения, лучшие из которых я направляю вице-губернатору.

Итак, на мой взгляд, основные удачи 2016 года:

  • В структуре власти сформирована команда, которая занимается планированием велоинфраструктуры. Мы предлагали создать такой отдел еще в 2015 году, когда стало понятно, что объем работы вырос, и отдел перспективного развития в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры не успевает плотно этим заниматься. В 2016 году мы несколько раз напоминали про отдел, и вот он создан — в Городском центре управления парковками (ГЦУП), подведомственном учреждении Комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Полномочия будут фактически переданы от КРТИ в ГЦУП в ближайшее время. Руководит отделом Полина Кибирёва, энтузиазмом и смелостью которой я искренне восхищаюсь. И очень надеюсь, что отдел скоро вырастет — работы предстоит много. Кроме того, значительную поддержку всему процессу оказывает первый заместитель председателя КРТИ Вадим Власов.
  • В бюджет 2017 года заложены 130,4 миллиона рублей на проектирование и строительство велосипедной инфраструктуры. В 2016 году мы несколько раз обсуждали это с И.Н. Албиным, а во время Большого велопарада устроила совещание на велосипедах с участием вице-губернатора, КРТИ, ЗАКСа, где совместно приняли решение выделить деньги. В итоге, 130,4 миллиона рублей будет вложено в проектирование и строительство велосипедной инфраструктуры в 2017 году. Планы на следующие годы мы сейчас обсуждаем с КРТИ.
  • Договорилась с Консульством Нидерландов в Санкт-Петербурге организовать бесплатный для города приезд голландских экспертов. Это замечательная возможность в свете планов по проектированию и строительству велодорожек в 2017 году — голландцы и датчане лучше всех в мире знают, как строить хорошую велосипедную инфраструктуры. Сейчас мы обсуждаем с КРТИ возможность участия голландских экспертов в проектных работах. Кроме того, если все получится, голландцы приедут делать установочный семинар для наших проектировщиков и чиновников.
  • Инициировала поездку ключевых сотрудников КРТИ (включая председателя комитета) в Москву для изучения опыта. Спасибо московскому Дептрансу, Алексею Митяеву и Ольге Мальцевой за прием нашей делегации.

    Это важно, потому что есть опыт, как строить хорошо (и как строить не нужно, тоже в Москве опыт есть — очень удобно) в российских реалиях, с нашими стандартами и правилами. После возвращения в КРТИ признались, что впечатлены увиденным и готовы проектировать велодорожки в Петербурге на совершенно другом уровне.
  • Вместе с Велосипедизацией, ВелоПитером, Пин-миксом и КРТИ провели Большой велопарад (кстати, я придумала название, и его используют и в других городах для майских велопарадов в Единый день развития велокультуры).
    Семь тысяч участников, в их числе были и чиновники — вице-губернатор Игорь Албин, руководитель КРТИ Сергей Харлашкин и группа сотрудников КРТИ. Впервые в велосипедном мероприятии участвует такое количество высокопоставленных лиц.
  • Слежу за тем, как работает общественный велопрокат Велогород (плохо работает, при том, что это важный проект для города, который частично субсидируется из городского бюджета). Направила вице-губернатору письмо с предложениями по улучшению работы городского велопроката. Сейчас делаю проект изменения контракта с Велогордом для КРТИ, чтобы там четко были прописаны критерии качества услуг, которые они оказывают, а за невыполнение параметров грозил бы штраф. Сейчас заключен парадоксальный договор, который практически ни к чему не обязывает Велогород (например, увеличивать количество станций), более того, гарантирует им возмещение всех убытков (то есть можно не стараться развивать бизнес и делать свою работу эффективнее, все равно все убытки покроют из бюджета). Надеюсь, что ситуацию удастся исправить уже в этом году.
  • Вместе со Стасом Ивановым провели кампанию по предвыборным обещаниям депутатов.  Десятки кандидатов в депутаты Законодательного Собрания подписали Манифест Велосипедизации Санкт-Петербурга и получили нашу PR-поддержку во время агитации. Это обычная мировая практика, когда общественные движения или другие группы предлагают кандидатам повестку, которые те обещают выполнить (называется — pledge). Потом все публикуется. Это позволяет людям сделать более осознанный выбор, а не просто голосовать по фотографиям в участке. А общественные движения могут заручиться поддержкой на волне предвыборных обещаний. Двое из подписавших манифест кандидатов выиграли выборы — это Борис Вишневский и Алексей Ковалев, готовим для них предложения, но и ждём от них инициативы тоже.

В итоге — получилось запустить самые важные процессы, и мы все увидим результаты этой работы уже в 2017 году. А впереди самое интересное: создать планы на ближайшие 5-10 лет и сформировать видение велосипедного Петербурга на перспективу.

Я хочу сказать спасибо всей большой команде Велосипедизации, особенно Ольге Мнишко, Алексею Панкову и Стасу Иванову, а также  участникам Велокоалиции, Комитету по развитию транспортной инфраструктуры, Городскому центру управления парковками и всем, кто делает Петербург удобнее и прекраснее.

Отдельная благодарность — Игорю Николаевичу Албину, вице-губернатору Санкт-Петербурга, который уделяет особое внимание развитию велосипедной инфраструктуры и всегда поддерживает эту тему лучшим способом — личным примером.

Впереди еще много работы — всё только начинается.

Дарья Табачникова
Окончила Барселонский политехнический институт. Работаю в управленческом и финансовом консалтинге (Всемирный банк, Центр исследования бюджетных отношений, Леонтьевский центр). Основатель Велосипедизации Санкт-Петербурга, советник по велотранспорту вице-губернатора Санкт-Петербурга И. Н. Албина. Петербург прекрасен. Но я знаю, что он может стать намного лучше. Я верю, что велосипедная инфраструктура в Петербурге (1) возможна (2) сделает нашу жизнь качественнее и, в то же время — проще.
  • paaladin

    Если это «основные» удачи, то что-же тогда — неосновные?
    И есть ли подобный отчёт по неудачам? Например планируемая в прошлом году велодорожка по Московскому шоссе на которую спонсор был готов выделить деньги — отчего она не состоялась?

    • Дарья Табачникова

      Остальное по мелочи. Московский не сделали, т.к. КРТИ не подготовил схему привлечения частных инвестиций для велодорожек. Что к лучшему, отношусь к этому скептически.

  • Vik K

    Неокупающийся велопрокат из бюджета. Мммм, как здорово то.