Законодательные и нормативные документы периодически корректируются, дополняются и исправляются. Относится это и к правилам дорожного движения. За последние четыре года ПДД, по-моему, дважды менялись в пользу велосипедистов.

Но в них по-прежнему не все гладко. Что ещё стоит изменить в ПДД, чтобы они стали ещё более понятными, а движение на велосипеде более безопасным и удобным? Возможности для внесения подобных предложений появляются, как правило, неожиданно. И к этому стоит быть готовым заранее. Мы составили несколько предложений и продолжаем собирать ваши идеи.

Снижение скорости движения транспорта в населенных пунктах
ДТП с открывшейся дверью автомобиля
Неопределенность правого края
На велосипедах с ребенком в детском кресле
Спешивание на пешеходных переходах
Поворот налево из правой полосы
Разметка <велосипед> на автобусных полосах
Другие неудобства нынешних ПДД
Поворот налево в два приема (копенгагенский поворот)
Проезд прямо из полосы только направо
Езда с детьми по загородным дорогам

Снижение скорости движения транспорта в населенных пунктах

Существующая редакция

10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

Предлагаемый вариант

10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 50 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

В дополнение к этому предлагаем отменить отмену штрафа за превышение скорости до 20 км/ч (КоАП РФ, ст. 12.9, п. 1).
Надеюсь, пояснений не требуется. Но если надо, то отошлю к саге в пяти частях о влиянии скорости автомобиля на безопасность, окружающую среду и прочих эффектах.

ДТП с открывшейся дверью автомобиля

На самом деле, соответствующее правило уже есть в ПДД:

12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

Но распространенность подобных аварий (причем, не только с велосипедистами) показывает, что об этом правиле мало кто помнит. Водители обычно проверяют, что сзади никто не едет. Но обращают внимание только на машины, не замечая велосипедистов. Пассажиры же, как правило, открывают двери сразу и не думая о возможной опасности.
В случае подобного ДТП с двумя автомобилями весь ущерб ограничивается помятой дверью и кузовом второго автомобиля. Пешеходам неожиданно открывшаяся правая дверь если и причиняет травмы, то незначительные. Для велосипедистов открывающиеся двери автомобиля представляют значительную опасность.
Поэтому желательно более явно указать водителям и пассажирам на необходимость убедиться в безопасности открывания дверей.

Существующая редакция

5.1. Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
  • посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Предлагаемый вариант

5.1. Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
  • посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;
  • открывать двери транспортного средства, только убедившись в том, что это не создает помех и не угрожает безопасности других участников движения.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Неопределенность правого края

Еще четыре года назад ПДД предписывали велосипедистам двигаться по проезжей части “только в один ряд возможно правее”. В одной из недавних редакций ПДД эта формулировка была изменена на “по правому краю проезжей части”. Эта формулировка хотя на первый взгляд и понятна, вызывает гневное бурление на велосипедных форумах, так как формально краем проезжей части является линия между дорогой и тротуром/газоном, либо линия разметки 1.2.1 или 1.2.2. Кроме того, исчезновение послабления “возможно правее” не дает права даже объехать припаркованные на дороге автомобили.

Существующая формулировка

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части — в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
  • движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

Предлагаемый вариант

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части — в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
  • движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

* При движении по проезжей части велосипедисты должны двигаться в один ряд возможно правее.

На велосипедах с ребенком в детском кресле

Прогулки с детьми на велосипеде — это прекрасно. Думаю, что немногие захотят ехать по проезжей части, когда у тебя за спиной сидит в детском кресле ребенок. И ПДД рассматривают поездку с ребенком как одно из достаточных оснований для езды по тротуару. Однако в соответствии с правилами, ехать по тротуару может только тот взрослый, который везет ребенка. Второй же родитель (представим ситуацию, когда вместе решили прокатиться папа и мама, и ребенка везет кто-то один из них) при этом должен ехать по проезжей части. Наверное, стоит поправить ПДД так, чтобы вся семья могла ехать вместе — по дороге или по тротуару, как им будет удобнее.

Существующая формулировка

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  • велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Предлагаемый вариант

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  • велосипедист перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом; либо сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет или другого велосипедиста, перевозящего ребенка.

Спешивание на пешеходных переходах

Многие велосипедисты считают, что поскольку большую опасность на переходах представляют автомобили, ввиду их большей скорости, массы и прочности, то спешиваться стоило бы как раз водителям. 

Если говорить серьезно, то запрет велосипедистам пересекать дорогу по пешеходным переходам (пересекать — в смысле, верхом на велосипеде) вызван жалобами водителей на то, что велосипедисты намного быстрее пешеходов, поэтому появляются на переходе неожиданно, и у водителей нет никакой возможности успеть затормозить, что и приводит к наездам на велосипедистов. Однако голландские, датские, немецкие, бельгийские (список можно продолжить) водители каким-то образом успевают заметить и пропустить велосипедистов почти в аналогичных ситуациях. Единственное отличие от наших переходов только в том, что рядом с переходом там идет велодорожка, и велосипедисты пересекают дорогу ещё быстрее и ближе к автомобилям, чем у нас.
В общем, многие велосипедисты, в том числе и очень опытные и уважаемые, выступают за смягчение этого запрета. Возможно, на нерегулируемых переходах он еще в какой-то степени оправдан, особенно на переходах через многополосные дороги (на которых нерегулируемых переходов вообще не должно быть). А на регулируемых переходах такой запрет совершенно бессмысленен. Ведь в соответствии с ГОСТ 52289, в одной фазе светофорного регулирования вообще не должны пересекаться транспортные и пешеходные потоки, т. е. когда на переходе горит зеленый, автомобили не должны по нему ехать. Это более чем достаточное основание для отмены запрета на регулируемых переходах.

Существующая формулировка

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Предлагаемый вариант

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:<

  • пересекать дорогу по нерегулируемым пешеходным переходам.

+ можно дополнить велосипедный 24-ый раздел правилами проезда перекрестков. Примерно такими:

24.11. При пересечении проезжей части по регулируемому пешеходному переходу велосипедист обязан снизить скорость и убедиться в безопасности выезда на проезжую часть.
При пересечении проезжей части по обозначенному пересечению велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью руководствоваться сигналами светофора или требованиями знаков приоритета. На нерегулируемых перекрестках и пересечениях велосипедных и велопешеходных дорожек с проезжей частью при отсутствии знаков приоритета главной дорогой является проезжая часть для движения механических транспортных средств, в т.ч. трамвайные пути.

Поворот налево из правой полосы

В настоящее время велосипедистам запрещено “поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении”. Однако, в то же время есть перекрестки, на которых поворот налево разрешен из крайнего правого ряда. Это многие Т-образные перекрестки, например, примыкание Песочной набережной к Каменноостровскому проспекту. Есть и более экзотические перекрестки, на которых, впрочем, тоже ничто (кроме ПДД) не мешает повернуть на велосипеде налево — съезд с Троицкого моста на Суворовскую площадь с поворотом к Лебяжьей канавке.

Существующая формулировка

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

Предлагаемый вариант

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении, кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево;

Разметка <велосипед> на автобусных полосах

Пять лет назад мы подняли вопрос о том, чтобы разрешить велосипедистам ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Через пару лет эта идея нашла свое отражение в ПДД. Но не в полной мере. Одно из предложений состояло в том, чтобы дополнить знаки и разметку на автобусных полосах изображением велосипеда. Во-первых, это сделает наглядным и очевидным правило о том, что на велосипеде можно и нужно ехать по автобусной полосе. Во-вторых, даже в таком, символическом виде, изображения велосипеда на улицах города способствуют признанию велосипедистов участниками дорожного движения и популяризации поездок на велосипеде. Ну и в третьих становится очень просто показать по каким автобусным полосам на велосипеде ехать можно (на знаке и разметке вместе с автобусом или буквой А нарисован велосипед), а по каким нельзя (велосипеда на знаке и разметке нет). Ведь есть, например, и экспресс-полосы, пускать велосипедистов на которые не стоило бы.

Предложение

Предлагаем дополнить группы знаков 5.11–5.14 вариантами с совместным изображением автобуса и велосипеда, ввести комбинированную дорожную разметку, состояющую из разметки 1.23.1 и 1.23.3 для обозначения выделенных полос для маршрутного транспорта, по которым разрешено движение велосипедистов.

Другие неудобства нынешних ПДД

Поворот налево в два приема (копенгагенский поворот)

Во многих случаях велосипедисты не могут повернуть налево с ходу. Поворот налево разрешен только на дорогах, где в направлении движения велосипедиста есть только одна полоса, и вдобавок нет трамвайных путей.
Один из распространенных способов поворота налево — поворот в два приема, когда велосипедист сначала пересекает одну дорогу (ту, на которую хочет повернуть), останавливается на ней перед автомобилями, поворачивает налево, и когда в этом направлении загорится зеленый, едет через перекресток прямо.

Однако, такой маневр правилами дорожного движения не предусмотрен. Кроме того, для такого маневра есть и реальные препятствия: например, из крайней правой полосы может быть разрешен поворот направо под стрелку. Как раз в тот момент, когда вы решите подъехать туда и остановиться для поворота, там может возникнуть автомобиль, поворачивающий направо, даже не притормаживая.

Можно ли прописать такой маневр в ПДД, или корректировками только ПДД не обойтись, и необходимы изменения гостов/сп и самих перекрестков — вопрос открытый.

Проезд прямо из полосы только направо

На перекрестках, где правая полоса предназначена для движения только направо, на велосипеде зачастую оказывается безопаснее проезжать прямо по этой полосе, а не перестраиваться во вторую. Это, конечно, относится только к случаям, где правоповоротная полоса только одна. Перекрестков с двумя правоповоротными полосами, по счастью, намного меньше, и самый безопасный способ пересечь их — повернуть направо и перейти с пешеходами.

Проезжать такие перекрестки прямо из правой полосы безопаснее потому, что при этом ты:

  • не даешь обогнать себя справа какому-нибудь нарушителю;
  • избегаешь лишних перестроений;
  • остаешься в своем правом ряду, там, где велосипедистов и ожидают видеть водители.

На перекрестке, куда велосипедист подъезжает на красный, и правый поворот регулируется отдельной секцией светофора, зеленый в которой включается раньше прямого направления, этот прием не работает. Тут приходится либо присоединяться к пешеходам, либо подъехав к перекрестку, вставать во втором ряду перед автомобилями, и при включении зеленого уходить прямо, перестраиваясь обратно в крайнюю правую полосу. Но вставать перед автомобилями во втором ряду по правилам опять же нельзя.
Похоже, одними только корректировками ПДД этот вопрос не решить. Тут нужны байк-боксы, изменение светофорного регулирования, или велосипедные дорожки.

Езда с детьми по загородным дорогам

Это больное место велотуристов, любящих выезжать за город с детьми. По ПДД детям до 14 лет не разрешается ездить по проезжей части, а тротуары, велосипедные и велопешеходные дорожки на наших загородных дорогах — это что-то из области фантастики. А данный пункт гребет под одну гребенку и асфальтированное восьмиполосное шоссе, и разбитый проселок, и лесную грунтовку. Детям нельзя покататься на велосипеде даже в закрытом дачном поселке.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

Можно ли как-то предусмотреть в ПДД детский велотуризм, и как это сделать — вопрос открытый.

Если есть, что предложить, давайте обсудим.

  • Павел Данилов

    Интересная статейка.
    А есть статистика, какой процент ДТП совершён с автомобилями двигавшимися на скорости до 60 км/ч, от 60 до 80 км/ч и выше 80 км/ч?